Акимат города Балхаш Официальный сайт
poisk

Отчет акима города Балхаш Аубакирова Н.Е. по итогам социально- экономического развития города за 2013 год

Отчет акима города Балхаш

Аубакирова Н.Е.

по итогам социально-

экономического

развития города за 2013 год 

В соотвествии  с  Указом Президента  РК от  от 15 августа 2013 года акимы всех уровней проводят отчетные встречи  с населением, на которых обсуждаются  вопросы развития регионов  за отчетный период  и задачи на предстоящий год.

Во исполнение  Программных задач, обозначенных Главой Государства и осознавая высокую ответственность в исполнении поручений, поставленных перед  исполнительными  органами власти на местах,  акимат города Балхаш 2013 год посвятили   напряжённой и конструктивной работе  во всех сферах политической и социально-экономической  жизни города.

Анализируя итоги социально-экономического развития города за 2013 год , необходимо отметить , что в экономике города сохранена тенденция устойчивого экономического роста. Экономические возможности города, реализация общегородских задач в конечном итоге отражается на жизни конкретного горожанина.

Следовательно, для нас нет мелких и незначительных вопросов. Тем более, когда они касаются людей, которые являются  самым важным капиталом  города.

Вполне закономерно, что именно календарный год показывает наиболее качественные изменения в жизни человека, общества и города. Помимо всего, он дает хорошую возможность городским властям не только видеть положительные изменения городской  жизни, но и знать практически все проблемные точки городского хозяйства, волнующие  каждого балхашца.

Сквозь призму  времени  отчетливо видятся те результаты, которых мы достигли.  Они складывались благодаря созидательному труду наших  горожан, позитивному росту экономики, стабильной динамики социально-экономического развития города. Поэтому,  прежде чем перейти непосредственно к каждой отдельной сфере, хочу остановиться в целом на макроэкономических показателях города  за прошлый год. Общеизвестно, что 90% экономики нашего  города занимает промышленность. Объем промышленного производства за 2013 год  составил 304,9 млрд.тенге. Прирост в промышленности сложился на уровне 21,3%  - это достаточно высокий прирост,  которого мы добились за последнее время.     Удельный  вес экономики  города  в ВРП  области составляет порядка 14 %. В целом, по итогам 2013 года по уровню развития экономики обеспечена положительная динамика основных показателей развития нашего города.  Прирост экономики города в 2013 году составил 19,9%, или 24 млрд.тенге, что на 13,8 процентных пункта выше прогнозного (6,1%).

Выполнены основные индексообразующие показатели. Это объем промышленной продукции (121,3%), инвестиций в основной капитал ( 112,2%), ввод в эксплуатацию жилья (109,5%), объем розничного товарооборота (107,2%), валовой продукции сельского хозяйства ( 108,6%), показатели развития малого и среднего бизнеса и другие. В экономику вовлечено свыше 15 млрд.тенге инвестиций.

В рамках  Карты индустриализации в городе   реализуются  4 проекта, два из которых введены в действие в отчетном периоде.

Один из проектов -  ТОО «Сары-Казна» вышло на плановую мощность и в настоящее время работает в устойчивом  режиме. За прошедший год им произведено  10,5 тыс. тонн катодной меди (а с момента запуска, с мая 2012 г. – 17 тыс. тонн). Реализация проекта способствовала увеличению выпуска экспортоориентированной продукции, увеличению ИФО промышленной продукции. Только в 2013 году от реализации данного проекта перечислено в государственный бюджет более 2 млрд.тенге налогов, создано 235 рабочих мест, предприятием разработана программа подготовки кадров по необходимым специальностям. Учредителями рассматривается вопрос модернизации завода с целью повышения производственной мощности завода до 15 тыс.тонн.

Запущены  проекты   по производству гранитной облицовочной плитки и изделий из гранита ТОО «Недра-Балхаш»  с объемом инвестиций 130 млн.тенге,  созданием 30 рабочих мест.

В своем нынешнем Послании народу Казахстана  «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Глава государства обозначил одним из приоритетных направлений - повышение  эффективности  традиционных   добывающих секторов, в том числе горно-металлургической отрасли. В этой связи, развитию традиционных  естественных  конкурентных преимуществ  в металлургической отрасли, будет способствовать и запуск в сентябре текущего  года проекта по строительству обогатительной фабрики  по переработке медесодержащего шлака и гидрометаллургического цеха по выпуску катодной меди.  С начала его реализации уже вложено более 1,3 млрд. тенге инвестиций, задействовано 40 рабочих мест. В марте месяце после решения всех организационных вопросов  начнутся   полномасштабные  строительно-монтажные работы на проекте  ТОО «Профилекс».

 Кроме этого, прорабатывается вопрос по переработке медесодержащих  шлаков по инновационной технологии предприятием ТМR, с привлечением зарубежных инвестиций. Развитию  традицинных  технологий также  будут способствовать проекты на Балхашской  площадке Корпорации «Казахмыс» по извлечению  рения из технических газов серно-кислотного  производства для использования  в  авиастроении и космической  отрасли. Уже подписано соглашение  с  участием  французских  инвесторов  «Инвестор AIR LIGYDE».

Одним  из ключевых  направлений является  развитие малого и среднего бизнеса  как главного инструмента индустриальной и социальной модернизации Казахстана в  21 веке. «Чем больше доля малого и среднего бизнеса в  нашей экономике- тем более устойчивым будет развитие Казахстана»,-отметил  Президент в своем нынешнем Послании.

Поэтому анализируя итоги 2013 года, необходимо отметить, что прошедший год стал очень благоприятным для устойчивого и сбалансированного развития предпринимательства, вложения инвестиций в производство, потому что широкими темпами, полномасштабно реализуются принятые Правительством программы Развития моногородов, «Дорожная карта бизнеса 2020» , в рамках которых субъекты бизнеса получили льготные кредиты и гранты по различным направлениям деятельности. Это довольно реальная и существенная государственная поддержка предпринимательского класса, которая будет продолжена и в текущем году. В рамках этих программ в реализации 13 проектов с созданием более 100 рабочих мест в сфере производства бетонных изделий, жилищного строительства, развития рынка гостиничной индустрии, модернизации производства по реконструкции и строительству автомобильных дорог (дорожная спецтехника), в сфере услуг общественного питания и других услуг предприятиям и населению.

Сегодня  в городе фукнционируют  4 457 активных субъектов малого бизнеса, что составляет  122% к уровню 2012 года. Объем продукции, выполненных работ и оказанных услуг в сфере малого бизнеса составил 13,7 млрд.тенге, или 108,7% к уровню 2012 года, а численность занятых в этой сфере экономики достигла 11 тыс. человек.

Определенный вклад в экономику внесен и аграрным сектором города.

Основными задачами, стоящими перед вышеуказанным  сектором города, является проведение мероприятий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности города, организация проведения ветеринарных мероприятий против особо опасных и энзоотических болезней животных, проведение идентификации сельскохозяйственных животных, содержание скотомогильников (биотермических ям), убойных площадок, отлов и уничтожение бродячих собак и кошек, а также оказание содействия дачным, садовым участкам и личным подсобным хозяйствам.

   По итогам  2013 года валовой выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства составило 385 млн тенге или ИФО (индекс физического объема) к соответствующему периоду прошлого года-108.6%. .

С целью стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары в городе принят ряд таких мер, как осуществление торговой интервенции путем проведения сельскохозяйственных ярмарок с участием товаропроизводителей Актогайского, Шетского районов и оптовых поставщиков города. В прошедшем году  проведено 38 ярмарок , реализовано   продукции на сумму 423 млн. тенге по ценам на 15-20% ниже рыночных.

Принимаемые меры по содействию в развитии дачных, садоводческих участков и личных подсобных хозяйств играют немаловажную роль в сдерживании цен на сельхозпродукцию. На постоянной основе  проводятся встречи с садоводческими обществами, в результате которых решены вопросы  подключения к электроэнергии, водоснабжению и открытия дополнительных автобусных маршрутов.

«На земле должны работать, прежде всего те, кто внедряет новые технологии и непрерывно повышает производительность» - отметил  Президент  в ежегодном Послании и   обозначил, что будущее за созданием сети новых перерабатывающих предприятий в аграрном секторе,  главным образом в форме малого и среднего бизнеса.

В рамках данного поручения Главы государства в городе  ведется разработка проектов по  переработке сельскохозяйственной продукции :  это восстановление и модернизация ТОО «Балхашский мясокомбинат» с участием СПК «Сары-Арка» и АО «КазАгро», как предприятия необходимого для развития АПК в регионе, повышения экономического потенциала города, создания новых рабочих мест и снижения цен на мясную продукцию. Для этой цели разработан Комплексный план модернизации Балхашского мясокомбината: на базе имеющихся мощностей предусмотрено создать кластер из 3-х предприятий: ТОО «Агрико-ет», КХ «Заготскот» и Сервисно-заготовительный центр, деятельностью которых является заготовка скота, переработка мяса и субпродуктов, откорм КРС и реализация сельхозпродукции под единым брендом. Сегодня уже достигнуто соглашение о поэтапном участии СПК в софинансировании по 3-м проектам комплексного плана развития промплощадки Балхашского мясокомбината.

Кроме этого,  планируется строительство овощехранилища,  рассчитанного на хранение  7 000 тонн овощей, что позволит обеспечить  население города и поселков   сельхозпродукцией по доступным ценам.

В 2014 году планируется строительство  хлебокомбината   с  объемом выпуска продукции 15 тонн  хлеба и хлебобулочной  продукции в сутки.

В текущем году  будут созданы  5 крестьянских  хозяйств, на прошедшем  аукционе им выделены земельные участки  для развития животноводства и растениеводства. 

Бюджет города. Доходная часть городского бюджета исполнена на 101,1%. С начала года в местную казну поступило 3 млрд. 40 млн. тенге. Значительно, на 38%, увеличен к 2012 году темп роста поступлений в госбюджет. Достигнуто качественное исполнение бюджета по всем кодам. Усиленное годовое плановое задание по дополнительным поступлениям в бюджет на 2013 год в сумме 955 млн. тенге выполнено на 101%. Расходы бюджета исполнены на 100 %. Недоимка снижена до минимальных размеров.

Сформирован прагматичный и реальный бюджет на новую трехлетку, в котором сохранена социальная направленность. При формировании бюджета учтенымероприятия по реализации поручений Главы государства,  предложений депутатского корпуса, предложения и замечания, озвученные на отчетных встречахв соответствии с приоритетами бюджетной политики. Все расходы бюджета скорреспондированы  с мероприятиями комплексного плана развития города Балхаша на 2013-2015 годы, разработанного в реализацию Программы развития моногородов до 2020 года. Доля расходов, направленных на социальную сферу, составила 70%.

Продолжена работа по созданию полного реестра государственных активов, рациональному и эффективному управлению коммунальным имуществом. На сегодняшний день стоимость активов имущества коммунальной собственности увеличена до 5,5 млрд. тенге. В течение 2013 года паспортизированы  канализационные  сети города Балхаш, магистральные и внутриквартальные тепловые сети, жилые объекты, объекты благоустройства.  Работа по инвентаризации активов коммунальной собственности продолжается.    В рамках изменения административно-территориального устройства регионов в прошлом году упразднен поселок Конырат с присоединением его к городу, что было экономически целесообразно, а в рамках разграничения полномочий между уровнями государственного управления за акиматами поселков закреплены поступления в бюджет от аренды имущества, находящегося в коммунальной собственности, жилья  из коммунального жилищного фонда, а также поступления за размещение наружной рекламы. В настоящее время просчитан объем поступлений  бюджетных средств по данным кодам на 2014-2016 годы. В органах Казначейства открыты специальные счета местного самоуправления для самостоятельного распределения поступлений на финансирование мероприятий в поселках, усилена штатная численность аппаратов поселков на 4 единицы. Эти мероприятия призваны  расширить самостоятельность в управлении и повысить ответственность акимов и органов самоуправления в поселках.

Главные вопросы  жизнеобеспечения города - это стабильное обеспечение города теплом, водой и электроэнергией находятся на моем личном контроле.

Целенаправленно проводится работа по выводу коммунальных государственных предприятий, оказывающих коммунальные услуги населению, на безубыточную деятельность.

Анализ показывает, что основное оборудование коммунальных предприятий  давно не обновлялось, вследствие чего износ основного и вспомогательного оборудования составляет более 80%, объем ремонтных работ не достаточен.  Все это приводит к росту затрат на собственные нужды. В текущем году по трем коммунальным государственным предприятиям приняты меры по внедрению предельных дифференцированных тарифов,  в рамках которых приняты трехлетние инвестиционные  программы. Например, трехлетняя инвестиционная программа КГП «БалхашСу» составляет более 900 млн. тенге, на данные средства планируется провести ремонтные работы на сетях, где имеются проблемы, в том числе поселках Техснаб, Рабочий поселок.

КГП «Су жылу транс» запланировано поэтапно установить 505 общедомовых приборов учета тепла на сумму 252 млн.тенге, из них в 2013 году установлены 145 приборов, до конца 2014 года – еще 360 приборов, тем самым до конца 2014 года все многоквартирных жилые дома будут обеспечены приборами учета тепла.

В  связи с отсутствием в 2013 году финансирования по Программе модернизации ЖКХ , ремонт домов не планировался. Несмотря на это, в рамках использования возвратных средств был проведен ремонт домов ул. Мира, д.28 (бетонирование подвала), № 9 и №10 переулка Макаренко - это покраска фасада домов, замена окон на пластиковые, замена входных дверей на металлические, ремонт кровель.  

С целью повышения эффективности программы модернизации ЖКХ даны предложения в отраслевые Министерства о расширении перечня проводимых ремонтных работ, что позволит увеличить количество объектов кондоминиумов, участвующих в данной программе. Для улучшения содержания жилого фонда города и для улучшения оказания услуг населению сервисными организациями (КСК, ТОО, ИП) совместно с отделом ЖКХ разработан единый  рекомендуемый перечень работ, входящих в эксплуатационные расходы, В настоящее время большинство сервисных организаций придерживаются данного перечня рекомендуемых услуг. Проведена инвентаризация жилого фонда города, целью которой мы ставили установление формы собственности квартир, количества прописанных и фактически проживающих граждан, визуальный осмотр технического состояния жилого фонда.  Одновременно проводились разъяснительные работы по государственной программе «Модернизация ЖКХ - 2020», установке приборов учета коммунальных услуг.

Проверкой охвачено 579 многоквартирных жилых домов и 2397 домов частного сектора.

За прошедший год значительно сократились обращения по затопленным подвальным помещениям и недогрева отопительных систем.

Инспекторами ОКМС проведено 150 сходов по разъяснению государственных программ «Модернизация ЖКХ 2020», «Мой двор», «Безопасный город».

По программе развития моногородов полностью завершены работы по благоустройству дворовой территории по ул.Казбекова, 1, ул.Казбековой, 31, мкр.12, мкр.Шашубая, 3, 4, 7а, 23, ул.Бр.Мусиных, 28, ул.Сатпаева, 3, ул.Мира, 28, ул.Желтоксан, 14, мкр.Шашубая, 14 и ул.Казбекова, 8.

Проведены работы по укладке бордюр, асфальтированию, восстановлению освещения, устройству хозяйственных площадок, мусорных контейнеров. Восстановлены 2 фонтана во дворе дома №1 по ул.Казбековой.  Во дворах мкр.Шашубая, д.3, 23 и 12 мкр. д.4 установлены спортивные корты с искусственным зеленым покрытием.

Проведен средний ремонт дорог объемом 9 тыс. м² по ул. Желтоксан (площадь перед танком), ул.Молдагуловой, ул.Бокейханова, текущий ремонт на площади 10 тыс. м².

В рамках празднования 15-летия нашей столицы благоустроен сквер по ул.Кадыржанова, который  получил название «Астана». Проведены большие объемы работ по благоустройству сквера по ул.Кадыржанова с укладкой тротуарной плитки, устройством автоматизированного полива газонов и зеленых насаждений, установкой малых архитектурных форм, спортивных элементов, освещением, посадкой зеленых насаждений, с установкой LED-экрана, городских часов.

Проведены работы по благоустройству скверов по ул.Желтоксан, по ул.Бокейханова, отреставрирован памятник «Самолет» с благоустройством территории, установлена  стелла жертвам политических репрессий.

Решение первоочередных вопросов обустройства моногорода Балхаш позволило коренным образом изменить облик города, увеличить охват детей, подростков организованным досугом, снизилась преступность, появились новые места отдыха населения.

Для дальнейшего развития города с учетом перспектив увеличения численности населения, развития малого и среднего бизнеса, туристического кластера необходима качественная дорожная инфраструктура, комплексная реконструкция автомобильных дорог. 35% автодорог города находятся в неудовлетворительном состоянии. Поэтому  начата поэтапная реконструкция автомобильных дорог.  В прошедшем году проведены работыпо реконструкции  автомобильной дороги  по ул. Караменде би протяженностью 1,1 км. В полном объеме выполнен комплекс работ по асфальтированию проезжей части, благоустройству придорожной территории, устройству освещения. Объем принят актом рабочей комиссии. Дальнейшая реализация  проекта по реконструкции автодорог в 2014-2016 годах позволит обеспечить улучшение качества автомобильных дорог, а значит, гарантировать безопасность дорожного движения и снижение аварийности на дорогах.

Завершены работы по корректировке проектов детальной планировки города в реализацию Генерального плана, утвержденного в 2009 году. Согласно генеральному плану дальнейшее развитие города будет осуществляться в восточном направлении с преимущественной застройкой под ИЖС. В настоящее время в этом районе 736 земельных участков не освоены ввиду отсутствия инфраструктуры. Поэтому в текущем году за счет средств местного бюджета начат 1 этап разработки электронной базы инженерной инфраструктуры города, в т.ч. работы по изготовлению топографической съемки микрорайона «Самал». Эти мероприятия позволят нам двигаться дальше и решать проблемы развития инженерной и социальной инфраструктуры города.

Большие изменения произошли в системе образования. В прошедшем году капитально отремонтирована и оснащена Школа искусств, что позволило создать комфортные условия для почти 700 учащихся школы, еще больше охватить детей организованным досугом, поддержать юные дарования.

В целях рационального управления коммунальным имуществом и организации эффективного учебного процесса оптимизирована  СШ №18, дети продолжают обучение  в близлежащих по месту жительства образовательных учреждениях, а здание возвращено Дворцу школьников, который теперь стал центром притяжения детей и подростков.

В текущем году разрабатывается ПСД на его капитальный ремонт, и в перспективе есть уверенность, что Дворец школьников станет образцовым центром по организации внешкольной работы, создания детских образцовых творческих коллективов, поскольку дополнительное образование – это неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического и физического развития, удовлетворения его творческих, культурных, образовательных потребностей.

А за счет высвободившихся помещений Дворца школьников расширена деятельность художественного отделения Школы искусств.

На ремонт шести объектов образования в общей сложности направлено 90 млн.тенге.Одним из основных направлений развития образования является обеспечение равного доступа к качественному дошкольному образованию.

В ходе реализации программы «Балапан» охват дошкольным образованием детей от 2 до 6 лет составил 99,5%, от 3 до 6 лет – 100%.

На начало 2013-2014 учебного года открыта дополнительная группа в действующем мини-центре СШ № 15 на 40 мест.

В 10 мини-центрах на базе общеобразовательных школ действуют  41 группа  с общим охватом 1042 детей.

Согласно Государственному образовательному стандарту во всех детских садах и мини-центрах осуществляется изучение казахского и английского языков. В 11 дошкольных учреждениях города изучением языков охвачено 950 детей, где преподают 11 преподавателей.

Компьютерный парк составляет на конец года 1717 единиц, что больше в сравнении 2012 годом на 19 машин.

С 6,3 до 6,2 сократилось количество учащихся на один компьютер, все компьютеры подключены к Интернету.

В 2013 году мы смогли увеличить расходы фонда всеобуча до 3% от общих текущих расходов, предусмотренных на содержание общеобразовательных школ. Для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей во всех общеобразовательных школах за последние 4 года установлено 154 видеокамер.

В соответствии с комплексным  планом  по обеспечению жильем детей-сирот на 2011-2013 годы всем сиротам предоставлено жилье из государственного коммунального жилищного фонда.

Третий год  реализуется Государственная Программа развития здравоохранения на 2011-2015 гг. «Саламатты Қазақстан», нацеленная на улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.

В 2013 году приведены  в соответствие с нормативами сети 5 медицинских организаций (детская больница, наркологический, психоневрологический диспансеры, СПИД центр, детский противотуберкулезный санаторий).

Поэтапно решаются вопросы укрепления и совершенствования материально-технической базы медицинских организаций. В текущем году  выделено 67,2 млн. тенге (рентгенаппарат цифровой, колоноскоп установлены в поликлинику №1), замена лифтов центральной больницы-16,7 млн. тенге. На проведение ремонтов 3 объектов выделено 121,5 млн. тенге. Материально-техническая оснащенность объектов здравоохранения по городу увеличилась до 63,1%.

В медицинских организациях государственной формы собственности работают 224 врача и  585 средних медицинских работника. Обеспеченность врачами снизилась на 6,5% за счет текучести кадров.

Обеспеченность средними медицинскими работниками снизилась на 8,4%.

В 2013 году повысили квалификацию на базах медицинских университетов страны – 27,4% врачей, из них 6 врачей в г.Санкт-Петербурге.

Уровень категорийности врачей с 2012 года увеличился с 42% до 54%, средних медицинских работников с 51,5% до 56,9%.

При потребности на 2013г. - 25 врачей в текущем году привлечено 13 молодых специалиста, в т.ч. 10 специалистов  в поликлиники, 5 в стационар.

Потребность врачей различных специальностей  составляет  12 ед., в том числе – 4 терапевта, 2 педиатра, 2  неонатолога, 1 инфекционист, 1 эндоскопист, 1 рентгенолог, 1 лаборант.

На 2014 год заключены договора с 3 молодыми специалистами (терапевты)  из медицинского университета г.Караганды. Дополнительно в апреле – мае 2014 г. будут осуществлены выезды в медицинские университеты г.Караганды  и др. регионы для участия в ярмарке вакансий.

В 2013 году удалось несколько снизить общую смертности на 8,2%, заболеваемость туберкулезом на 14,9%, смертности от туберкулеза  на 12,6%. Показатель младенческой смертности  вырос на 19,3%.

В целях снижения младенческой смертности проведены следующие мероприятия:проведено заседание Координационного совета по охране здоровья граждан акимата города по вопросу принятия неотложных мер по снижению младенческой смертности, проведен ряд мероприятий в медицинских организациях по неукоснительному соблюдению медицинских стандартов качества, протоколов  диагностики и лечения по оказанию медицинской помощи женщинам фертильного возраста с экстрагенитальной патологией. Проведена аттестация медицинских работников на знание основных нормативно-правовых актов по детству и родовспоможению.

Для своевременного учета женщин и детей, прибывающих в город, усилено взаимодействие с органами ГОВД, центра занятости и социальных программ, образования, представителей официального духовенства, оказана консультативная помощь в молодежном центре здоровья «Жас Даурен».

«Солидарная ответственность государства, работодателя и работника за его здоровье – главный принцип всей системы медицинского обслуживания. Занятие спортом, правильное питание, регулярные профилактические осмотры – это основа предупреждения заболеваний»,-  отметил Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем нынешнем послании народу Казахстана. Каждый из нас должен заботиться о своем здоровье, наше здоровье зависит от медицинских услуг всего на 20 % , остальные 80 %  -  от нашего образа жизни.

В этом направлении будем вести целенаправленную работу в каждом трудовом коллективе и населенном пункте города широкую разъяснительную работу по профилактике и предупреждению заболеваемости и  формированию здорового образа жизни.       

 В городе созданы условия для занятия физкультурой и спортом. В рамках программы  развития моногородов в  2013 году   оборудованы   3 спортивных площадки  с  искусственным    покрытием, функционируют 13 кортов. На сегодняшний день охват населения,  систематически занимающегося  физической культурой и  спортом,  в городе составляет  27,3  %.

В 2013 году  по программе «Дорожная карта  занятости - 2020» проведен текущий ремонт здания ДЮСШ.

В текущем году планируется начало  строительства  физкультурно - оздоровительного комплекса.

Кроме этого, проводится работа по передаче плавательного бассейна и спорткомплекса «Металлург» ТОО Корпорации «Казахмыс» в коммунальную собственность города. 

Функционирование этих объектов в дальнейшем планируется с использованием механизма государственно-частного партнерства с передачей в доверительное управление и  проведением капитального ремонта за счет инвесторов и размещением государственного социального заказа.

Передача объектов позволит увеличить массовый охват занимающихся физической культурой и спортом , в том числе  с ограниченными возможностями.

Также на баланс КГКП «Жекпе-жек» переданы действующие два эллинга ТОО Корпорации «Казахмыс», планируется передать их в доверительное управление предпринимателям для восстановления и возобновления и развития водных видов спорта.

Прошедший год был отмечен важными событиями в культурной жизни  города. Среди значимых мероприятий следует назвать мероприятия, посвященные 15-летию столицы Астана, « Празднование 75 – летия  выдачи первой балхашской меди и Дня металлургов», детский вокальный конкурс «Фактор Д», празднование  Дня первого Президента, Дня Независимости РК.

Стратегия развития культуры основана на сохранении и популяризации историко-культурного наследия; обеспечении устойчивого роста конкурентоспособности сферы культуры и искусства города; организации культурных проектов в рамках сближения культур, диалога культур и цивилизаций; обогащении культурной жизни жителей и гостей города.

В  рамках  Государственной  программы  «Культурное  наследие»,  проведена работа по увеличению числа экспонатов Балхашского городского историко-краеведческого музея, которое на начало 2014 года  составляет в общем фонде 45131ед. В 2013 году проведено 545 экскурсий, общее число экскурсантов составило 7800 человек.

Здание краеведческого музея находится в центре города, постоянно посещается гостями, территория здания требует благоустройства. Для проведения в текущем году ремонта по  программе «Дорожная  карта занятости 2020» разработана проектно-сметная документация.

За период функционирования КГУ «Тілдер орталығы» курсы государственного языка окончило 489 слушателей и 66 человек находятся на стадии обучения; курсы английского языка окончило 263 слушателей и 55 человек продолжают обучение.

В течение 2013 года КГУ «Тілдер орталығы» заключили договора с двенадцатью учреждениями города и проводили обучение на их базе. Данная практика дала положительные результаты и будет продолжена в 2014 учебном году. С учетом принятия единой Программы изучения государственного языка для государственных служащих по Карагандинской области учреждение перешло на 3-месячный цикл уровневого обучения с перспективой на беспрерывный процесс. Данная процедура связана с систематизированием обучения языкам взрослого контингента населения по всем областям в масштабах республики.

В рамках культурного проекта «Триединства языков» организованы выпуски рубрик в местных газетах и на радио.

В течение 2013 года 79 государственных служащих обучались и прошли пробные тесты по системе КАЗТЕСТ. 16 января текущего 2014 года 195 государственных служащих государственных учреждений города Балхаш сдали комплексное тестирование, которое провели эксперты Астанинского  «Центра национального тестирования».

Организация мероприятий по сближению культур и развитию конкурентоспособности отрасли будет продолжена и в 2014 году.

Демократичесоке развитие нашей демократии предполагает синхронное развитие гражданского общества, важным и значимым сегментом которого является неправительственный сектор.

Хочется отметить, что расширился круг вопросов, которыми занимается неправительственный сектор города. Это правозащитные, экологические, социальные, информационные и многие другие услуги. То есть, это  множество гражданских инициатив через выполнение социально-значимых проектов. Подобное  взаимодействие является яркой демонстрацией государственной поддержки гражданского общества, что в свою очередь дает импульс их развитию.

В городе действуют 26 неправительственных организации, 14 религиозных объединений, прошедшие переригистрацию, 3 политических партий (ОО «Нұр Отан», «КНПК», «Ақ жол»).

 В прошедшем году реализовано 17 социально-значимых проектов на общую сумму  43 068,0 тыс. тенге.  Особенную активность проявляют такие общественные организации, как «Ассоциация деловых женщин города Балхаша»,   «Организация ветеранов Республики Казахстан», «Боевое братство ветеранов и инвалидов войны в Афганистане»,  военно-патриотический клуб «Аскер»,  «Улкен журек». В прошедшем году активизировалась  работа этнокультурных центров.

 В октябре 2013 в городе Балхаш проведен областной фестиваль Ассамблеи народа Казахстана, который дал новый импульс в работе центров.  В текущем году  после  официальной регистрации к действующим немецкому и корейским центрам прибавился «Славянский центр».

Не остаются без внимания вопросы сохранения стабильной общественно-политической обстановки. Этому способствует постоянное взаимодействие с неправительственными организациями, политическими партиями, общественными объединениями, молодежными движениями.

Общественный порядок. По результатам проведенной работы за 2013 года наблюдается положительная тенденция к снижению регистрации преступлений, так на 11,5% снижено количество грабежей,     на 14,9% краж чужого имущества, на 2,9% краж с предприятий, на 40,2% квартирных краж, на 3,1% фактов мошенничества и на 16,7% авто-аварии со смертельным исходом. Помимо этого, благодаря принимаемым мерам на 50% снижено количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, на 39,1% в состоянии алкогольного опьянения, на 46,7% несовершеннолетними, на 26,5% ранее совершавшими, на 100% в семейно-бытовой сфере .Принимаемыми мерами удалось снизить количество зарегистрированных преступлений в целом. Если в мае месяце 2013 года, рост общей регистрации преступлений достигал 19,4%, то в сентябре положение стабилизировалось, а в декабре регистрация снизилась до -5,3%.Аналогичная динамика наблюдается по преступлениям, совершенным в общественных местах и на улицах.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики правонарушений и преступности, в рамках программы государственно-частного партнерства, в городе  реализуется  пилотный  проект  «Безопасный город» с участием ТОО «Оркен Медиа».

При поддержке  ТОО «Оркен Медиа», которая имеет сеть передачи данных на основе оптико-волоконной кабели,  в городе  активно ведется работа по внедрению городской системы видеонаблюдения, что уже сегодня позволило успешно решить ряд таких актуальных проблем как: обеспечение оперативного контроля и мониторинга обстановки на улицах города, участках с повышенным криминогенным показателем; своевременное выявление преступлений и правонарушений для немедленного реагирования; осуществление контроля за дорожно-транспортной обстановкой; фиксирование возникновение чрезвычайных и потенциально опасных ситуаций.

Кроме того, внедрение городской системы видеонаблюдения способствует повышению эффективности работы ОВД по раскрытию и расследованию преступлений в результате использования архивов видеоинформации, восстановления хода событий на основе записанных видеоматериалов, оперативного доступа к данным.

На сегодняшний день всего по городу установлено 160 камер видеонаблюдения, в текущем году количество видеокамер будет увеличено до 200.

В перспективе кроме визуального контроля будут расширены функциональные возможности системы: детекция и поиск видео по изображению лица; подсчет посетителей; обнаружение подозрительного объекта; распознавание автомобильных номеров и многое другое.

Мониторинг городской системы видеонаблюдения осуществляется в ОВД, в дальнейшем для контроля система будет выведена и в Акимат города.

Проведенный нами анализ использования камер видеонаблюдения в наиболее криминогенных местах, показал эффективность данной системы. К примеру, на территории кафе «Улыбка» с января по август 2013 года совершено 19 преступлений, из которых 12 хулиганств, 3 грабежа, 1 кража, 1 ДТП и 2 иных преступления. В целях профилактики в августе 2013 года в указанном месте установлено 5 камер видеонаблюдения, в том числе 1 поворотная. В результате данных мер с сентября по декабрь месяцы на данном участке выявлено 10 административных правонарушений, а преступлений не допущено.

В целом, с помощью системы камер видеонаблюдения в 2013 году выявлено 491 административное правонарушение, из которых 413 фактов за нарушение правил дорожного движения, 83 фактов за распитие спиртных напитков в общественных местах, 70 фактов по мелкому хулиганству. Кроме этого, раскрыто 10 преступлений (2 хулиганства, 1 угон, 1 грабеж, 5 ДТП, 1 незаконное ношение оружия).

В рамках реализации мероприятий, направленных на повышение активности участия в данной работе общественности, в городе Балхаш на базе НПО «Боевое братство» созданы Добровольные народные дружины (ДНД) состоящие из воинов-интернационалистов, участников войны в Афганистане. На базе данного НПО в 2013 году успешно реализована Программа «Общественный дозор», которая продолжится и в текущем году.

Проводится работа по внедрению института общественных помощников из числа активных граждан на добровольной основе для оказания постоянного содействия полиции, информирования сотрудников ОВД о различных правонарушениях и преступлениях, проведения совместных рейдовых мероприятий; в городе регулярно проводятся заседания Советов общественности, созданных при 7 участковых пунктах полиции.

Хочу акцентировать внимание на необходимость активизации самих жителей города по принятию мер предупреждения и исключения фактов посягательств на безопасность общественного порядка, посредством установки охранных сигнализации, укреплению входных дверей и окон, обязательному страхованию частной собственности и имущества.

Оказание государственных услуг населению  является  на сегодняшний день одной из приоритетных задач государства. Об этом свидетельствует ряд принятых нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос. Если ранее государственные услуги оказывались государственными органами самостоятельно в пределах их полномочий, на данном этапе времени, услуги постоянно отслеживаются путем мониторинга, оценок и отзывов услугополучателей, а с 2014 года  в  соответствии  с пунктом 5 статьи 23 Закона Республики Казахстан №88-V «О государственных услугах», пунктом 9 Правил формирования  и предоставления отчета деятельности  центральных государственных органов, местных исполнительных органов … по вопросам  оказания государственных услуг и его типовой формы, утвержденных приказом Министра экономики и бюджетного планирования  РК от 25 июня 2013 года №193 центральные государственные органы, местные исполнительные органы ежегодно, не позднее 30 апреля года следующего за отчетным, размещают на веб-портале «электронного правительства», интернет-ресурсах и других  средствах массовой информации отчет о результатах деятельности в сфере оказания государственных услуг за предыдущий год.  Также согласно п.6 ст.23 Закона «О государственных услугах» местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, акимы районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов не реже одного раза в год проводят публичные обсуждения отчетов о  деятельности в сфере оказания государственных услуг с участием услугодателей, заинтересованных физических и юридических лиц.  Проведение публичных обсуждений с участием  всех заинтересованных сторон  будет способствовать  обеспечению информационной открытости, транспарентности и гласности государственных органов.

В целях реализации Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» аппаратом акима города ведется работа по мониторингу, внутреннему контролю и повышению качества оказания государственных услуг, оказываемых государственными органами, финансируемыми из местного бюджета.  Постановлением Правительства 18 сентября 2013 года №983 был утвержден реестр государственных услуг, в который вошли 647 государственных услуг.

Согласно новому Реестру по состоянию на 1 января 2014 года 8 государственными органами, финансируемыми из местного бюджета города Балхаша оказывается 55 госуслуг.

Из 26 госуслуг, которые должны оказываться через ЦОН,  фактически оказываются 25 госуслуг, что составляет 96% от запланированного. В настоящее время ведется работа с государственными органами и ЦОНом по увеличению обращений через ЦОН, что приведет к оказанию услуг исключающих контакт с услугодателем по принципу «одного окна», как предпосылки к коррупционным действиям и это является одной из приоритетных задач, поставленных Главой государства – Лидером нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым перед Правительством страны.

Все государственные услуги оказываются бесплатно.

В электронной форме государственные услуги можно получить по 21 наименованиям.

Наиболее востребованными среди государственных услуг являются услуги в сфере образования, это – предоставление дошкольного, начального и среднего, дополнительного образования, в социальной сфере – регистрация и постановка на учет безработных, выдача направлений лицам для участия в активных формах занятости, назначение социальной помощи, государственного пособия, жилищной помощи, а также услуги, оказываемые отделами сельского хозяйства, земельных отношений, ЖКХ и архитектуры: выдача ветсправки, проведение идентификации животных, выдача землеустроительных проектов, выдача справки по определению адреса, постановка на учет по жилью.

Каждый гражданин Республики Казахстан вправе ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, это является его неотъемлемым конституционным правом.  В связи с этим, государственными учреждениями, оказывающими услуги населению, предоставляется доступ  к стандартам и регламентам оказания услуг непосредственно в зданиях, на постоянной основе публикуются в городских газетах перечни документов, информация об изменениях в правилах получения государственных услуг. На официальном интернет-ресурсе Акимата и его самостоятельных отделов размещена информация по государственным услугам, оказываемым местными исполнительными органами. Здесь бы хотелось отметить, что официальный сайт акима очень популярен среди жителей нашего города, об этом свидетельсвует счетчик посещений, установленный на веб-ресурсе. В среднем посещаемость сайта в день составляет порядка 2200-2800, в прошлом месяце посетили наш сайт 92683 человека (это более 3000 человек в день). Совместно с ЦОН проводятся круглые столы, семинары. На страницах городских газет выходят в свет публикации по освещению вопросов, касающихся получения государственных услуг. В 2013 году было опубликовано 73 статьи по вопросам оказания государственных услуг. Уровень удовлетворенности населения качеством оказания социально-значимых услуг определяется путем анализа карточек, предлагаемых к заполнению при получении государственной услуги в государственном органе,  оказывающем услугу. В 2013 году услугополучателями  заполнено  8133 карточек, с оценкой «хорошо» 8124, удовлетворительно - 9.

Нарушений сроков за 2013 год по государственным услугам не зафиксировано. По оценке оказания госуслуг по критерию «обжалование госуслуг» жалоб не поступало.

В целях недопущения срыва сроков оказания государственных услуг, улучшения качества оказания услуг, сверки данных, предоставляемых отделами при сдаче статистического отчета в акимате создана рабочая группа по ведению внутреннего контроля, которая проводит планомерную работу.  20 мая 2013 года  областным акиматом была проведена оценка оказания государственных услуг, после чего разработан и утвержден План мероприятий по улучшению показателей эффективности акиматом  города Балхаш за качеством оказания государственных услуг, согласно которому проводится работа. Итоги работы в данном направлении  были заслушаны 25 декабря 2013 года на заседании акимата города, где руководителям государственных органов даны соответствующие поручения по вопросам повышения качества, доступности, своевременности  оказания  госуслуг.

Обозначая основные приоритеты вхождения Казахстана в число 30-ти развитых стран, Глава государства отметил, что базовыми ориентирами нашего пути должны явиться индикаторы глубокой модернизации, высокие показатели инвестиций, научных разработок, производительности труда, развития бизнеса, стандартов жизни населения. Поставлена задача - в экономике достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4 процентов. Опираясь на достигнутые показатели, мы ставим себе планку – достичь прироста экономики города в 2014 году не ниже 6%, увеличить производительность труда на 13%, показатель объема экономики на душу населения до 90 тыс.долларов. Это будет хорошим вкладом Балхаша в ВРП области и республики.  В приросте экономики основной акцент будет сделан на традиционные технологии, реализации проектов в металлургической и горно-добывающей отраслях. Вместе  с тем, Глава государства сделал акцент на стимулировании предпринимательской инициативы и поощрении стремления малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации, а также развитию внутреннего рынка за счет поощрения местных бизнес-инициатив. Этому будет способствовать реализация проектов по Программе развития моногородов, «Дорожной карты бизнеса 2020», для чего предусмотрены средства на предоставление государственных грантов, субсидирование ставки по кредитам, льготное кредитование малого бизнеса.

В прошедшем году впервые за много лет начаты подготовительные работы к началу реализации крупных бюджетных инвестиционных проектов по реконструкции внутригородских водопроводных и канализационных сетей. Проектно-сметная документация выполняется за счет средств местного бюджета. В республиканском бюджете на 2014-2016 годы уже предусмотрены средства на реализацию этих проектов. В 2015 году балхашцы станут очевидцами практического исполнения задуманного.

Динамика последних лет по жилищному строительству показывает, что ежегодно в городе вводится в эксплуатацию более 11 тыс. кв. м жилья.  За отчетный год  введено в эксплуатацию 12,3 тыс.кв. м, что на 10 % больше к уровню 2012 года.  В прошлом году введен в эксплуатацию 45-тиквартирный жилой дом. В 2014 году по программе «Доступное жилье» запланировано начало строительства 60-квартирного арендного жилого дома и завершение строительства 2-х 45-тиквартирных жилых домов по системе жилстройсбережений с улучшенным классом комфортности, с применением современных строительных материалов (облицовочный кирпич, предусмотрены установка автоматизированных тепловых пунктов (АТП), терморегуляторов, улучшенная отделка), а также строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам нового жилищного строительства. Кроме этого завершается  разработка проектно-сметной документации на восстановление 2-х 48-квартирных домов в микрорайоне Конырат ( ул.Зайцева 18А и Русакова 10), реконструкция которых предусмотрена с 2015 года.

Продолжится 2-й этап разработки электронной базы инженерной инфраструктуры города, который охватит район ст.Балхаш и  придорожного сервиса.

Многое предстоит сделать по программе развития моногородов. Это и  реконструкция автомобильных дорог по улице Ленина – это второй этап реконструкции. Здесь планируется провести работы по благоустройству придорожной части с устройством технических дорожек, ограждений, устройством опор освещения со светодиодными светильниками, монтажом светофорных объектов и новых дорожных знаков, посевом газонов. Кроме того, предусмотрено завершение работ по ремонту дороги по ул.Караменде би, проведение среднего ремонта дорог по ул.Спицына.  Запланировано комплексное благоустройство 14 дворов в различных районах города, благоустройство   скверов по ул.Томпиева, в переулке Калмыкова, благоустройство Аллеи Славы.

В текущем году запланировано восстановление поливных сетей в целом по городу с применением новых современных материалов, разработка проектно-сметной документации на строительство новой модульной котельной в микрорайоне Конырат. Подготовлена вся документация  для реализации с 2015 года проектов по реконструкции тепловых и электрических сетей.

В 2014 году продолжатся начатые в 2012 году мероприятия в рамках Программы модернизации ЖКХ, ремонты будут проведены в домах №15 по ул Сейфуллина, №2 по ул.Иванова, №15 в 3-м микрорайоне. Также, в рамках данной Программы предусмотрено  проведение энергоаудита 11 домов, участвующих в программе МЖД, в числе которых дома №1, 7 3 мкр., дома №9, 10 переулка Макаренко, дома №26, 28 по ул.Мира,  №15 по ул.Сейфуллина,  №8 и 31 по ул.Казбековой,  №2 по ул.Иванова, дом №4 12 микрорайона.

Энергетическое обследование многоквартирных домов выявит причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах жильцов. (Тепло из домов может уходить через неутепленные перекрытия кровли, трещины в оконных рамах, старые двери, подвальные помещения, зная источник проблемы, всегда можно предпринять соответствующие меры по его устранению). Мероприятия по повышению энергоэффективности дома будут способствовать экономии затрат на использование энергоресурсов каждым собственником квартиры и жилым домом в целом.

Балхаш динамично развивается, преображается его архитектурный облик. Что касается прибрежной зоны озера Балхаш, то развитие туризма станет новой рыночной нишей для бизнеса, туризм должен получить новое широкомасштабное развитие. В 2013 году разработан проект благоустройства зоны рекреации на набережной города Балхаш  для совместной реализации с привлечением бюджетных и частных инвестиций. Проект является логическим продолжением благоустроенных скверов по ул.Караменде би,  «Астана», ул.Бокейханова с выходом на городскую набережную. Проектом предусмотрено расширение зоны рекреации за счет реконструкции и благоустройства территории сквера за Дворцом культуры металлургов и пляжной зоны. Поскольку заявленные средства республиканского бюджета не поддержаны, мы намерены реализовать этот проект поэтапно, за счет средств местного бюджета и частных инвесторов, которыми уже в настоящее начата реконструкция части пляжной зоны.  Часть прибрежной зоны передана в аренду предпринимателям, часть будет благоустраиваться за счет государственных средств. Современный благоустроенный пляж на территории города будет способствовать росту социальной удовлетворенности населения, увеличению количества людей, придерживающихся здорового образа жизни, за счет установки площадок для занятий пляжными видами спорта, снижению несчастных случаев на воде за счет организованного отдыха под  круглосуточным наблюдением спасательной команды на прибрежной акватории. Зимой на прилегающей к берегу акватории будут организованы несколько ледяных катков, как для свободного катания на коньках, так и для игры в хоккей, с предоставлением в аренду соответствующей экипировки, что позволит создать постоянные рабочие места, а также практически весь год максимально использовать природную особенность региона.

Главные ориентиры развития социальной сферы заключены в конкретных индикативных цифрах. Осуществление политики  устойчивой занятости  продолжится через  организацию общественных оплачиваемых работ, обучение и переобучение безработных, оказание материальной помощи на открытие собственного дела.

 Для решения поставленных задач по повышению уровня жизни и социальной поддержки уязвимых слоев населения  в 2013 году из  городского бюджета выделено 186,7 млн.тенге.

В 2013 году  на постоянные рабочие места   трудоустроены  1966 человек, приняли участие в общественных работах 735 человек, направлено на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 111 человек, на молодежную практику - 59 выпускников, организовано 20 социальных рабочих места для безработных граждан, относящихся к целевой группе, 5-ти  безработным оказана  материальная помощь на открытие собственного дела

В текущем году планируется охватить мерами социальной защиты 2165 чел. Фактическое трудоустройство должно быть конечным результатом всех реализуемых на сегодняшний день государственных Программ. На постоянные рабочие мы планируем трудоустроить 1500 чел., задействовать на общественных работах 500 чел., на обучение направить 110 безработных, социальные рабочие места и молодежная практика будет организована для 50 чел.

В рамках «Дорожной карты занятости 2020»  будут организованы рабочие места для 48 чел., для 6-ти безработных предусмотрены микрокредиты, 16 безработных будут направлены на профобучение.

В целях реабилитации и социальной защиты инвалидов, организации их досуга в рамках государственного социального заказа будет реализовано 5 проектов НПО.

Главой государства поставлена задача по улучшению качества всех звеньев национального образования. Важно внедрение в образование современных программ и методик обучения, обеспечение квалифицированными кадрами. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Для этой цели в местном бюджете предусмотрены средства на оснащение 4-х детских садов – запланировано приобрести интерактивные доски, ноутбуки, проекторы, музыкальные инструменты, детскую мебель и спортивное оборудование.

Парк компьютеров для школ города пополнится на 300 единиц, будут приобретены еще 2 современных кабинета химии. 20 млн.тенге направлено на обновление учебной литературы и учебно-методических комплексов.

Для прохождения курсов повышения квалификации нового формата по программе Кембриджского университета будут направлены 33 педагога.

В центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 4 руководителя учреждений образования пройдут курсы повышения квалификации.

Будут проведены ремонты д/с «Ручеек», для проведения капитального ремонта Дворца школьников – разрабатывается проектно-сметная документация, после чего за счет дополнительных поступлений в бюджет будет принято решение о капитальном ремонте здания.

Впервые в рамках государственного социального заказа мы планируем реализовать очень нужные и эффективные проекты, такие как «Мы выбираем футбол», «Мы за развитие бокса», «Мы за развитие шахмат».

 Основные приоритеты определены, среднесрочные и перспективные задачи поставлены. По ним разработаны конкретные планы действий, для их реализации необходима усиленная работа, сплоченность и стабильность.

Мы поставили для себя высокую планку, предстоит огромная работа, напряженная и трудная, но интересная для всех нас, и в целом – для города.

Следует сказать о том, что в городе имеются необходимые трудовые и материальные ресурсы для обеспечения их практического воплощения в жизнь.

 Предстоит огромная работа, напряженная и трудная, но интересная для всех нас.

 Нам необходимо добиваться самого активного участия в этой работе представителей политических партии и общественных объединений, молодежи, да и всех жителей города.

Уверен, что  наступивший год будет плодотворным  и результативным в осуществлении практических задач по дальнейшему социально-экономическому развитию города, успешной реализации масштабных реформ определенных в новом послании Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, которая дает всем казахстанцам  мощную вдохновляющую и консолидирующую силу, позволит нашему государству сохранить свои позиции в мировом сообществе и укрепить основу процветания нашего общего дома – Республики Казахстан.


Дата редактирования: 23 Ноября 2017

Система Orphus
© 2007-2017 ГУ «Информационный портал акимата города Балхаш» При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Яндекс.Метрика
© 2017 Разработка и поддержка: Интернет-компания «Creatida»
На главную
Назад
Вверх